❗ИСТОРИЯ ИМАМА АЛЬ БУХАРИ
На его уроках собиралось более 20 тысяч учеников!
Имам аль-Бухари – автор достоверного сборника хадисов. Его полное имя – Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бину Мугират бин Бардизбах из Бухары.
Бардизбах был огнепоклонником и умер, не приняв Ислам. А его сын аль-Мугират (второй прадед аль-Бухари) принял Ислам по назиданию аль-Ямана из Бухары.
По единогласному мнению учёных, аль-Бухари родился в 194 году по Хиджре и скончался в 256 году, в субботнюю ночь, которая была последней ночью священного месяца Рамадан. Его похоронили в праздничный день Ид-аль-фитр, после обеда, в селении Хартанк близ Самарканда.
В детстве аль-Бухари ослеп. Его мать много молилась за него и просила Аллаха вернуть сыну зрение. Однажды ей приснился Пророк Ибрахим (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул твоему сыну зрение из-за твоих многочисленных молитв и прощений».
Ибн-аби-Хатим спросил у аль-Бухари: «Как ты начинал изучения хадисов?» Аль-Бухари рассказывал: «Мне было внушено выучивать наизусть хадисы из библиотечных книг. Тогда мне было 10 лет или меньше. Через десять дней после начала изучения хадисов я вышел из библиотеки и начал посещать занятия учёного ад-Дахили. Однажды он, рассказывая хадисы, ошибся в имени одного передатчика, и я его исправил. Когда он возмутился (потому что аль-Бухари был ещё мальчишкой), я сказал ему: «Посмотрите в книге, в первоисточнике». Тогда он взял у меня ручку и сделал исправление в своей книге, прислушавшись к моим словам.
Потом я с матерью и братом отправился в паломничество в Мекку. По завершению хаджа мать и брат Ахмад вернулись обратно, а я остался в Мекке изучать хадисы.
Когда мне исполнилось 18 лет, я начал писать книгу о сподвижниках, о табиинах и об их словах. В это время я написал книгу «Ат-тарих». (В возрасте 18 лет он написал десятитомную книгу, которая по сей день является источником для исламской науки.)
Его товарищ по приобретению знаний – Умар аль-Ашкар рассказывал: «Когда мы изучали хадисы в Басре, аль-Бухари не посещал занятия несколько дней. Мы его нашли дома, без одежды и без денег. Тогда мы собрали деньги и купили ему одежду. (С такими трудностями он приобретал знания.)
Сулайм бин Мужахид рассказывал, когда я посетил Мухаммада бин Салама, он мне сказал: «Если бы ты пришёл ранее, то увидел бы ребёнка, знающего наизусть 70 тысяч хадисов». Так он говорил о аль-Бухари, ведь так и было. Жители Басры бегали за молодым аль-Бухари для приобретения знаний по хадисам, а он ещё был молодцем, на лице которого не было ни волосинки. Люди шли за ним, останавливали его, сажали прямо на дороге и записывали с его слов хадисы. Так возле него собирались тысячи людей.
(Посмотрите же, дорогие читатели, с какой жаждой люди приобретали знания. Нынче мы не ценим многих наших учёных, а порой плохо отзываемся о них. В этом и заключается причина наших многих бед – мы не ценим по достоинству своих авторитетов).
Экзамен аль-Бухари
Когда весть о аль-Бухари распространилась повсеместно, некоторые учёные решили устроить ему экзамен. Пожалуй, такого сложного экзамена не было ни у одного хадисоведа. С этой целью собралось десять учёных, каждый из них рассказывал аль-Бухари изменённые хадисы с перестановкой передатчиков и текстов хадиса.
Когда аль-Бухари выслушивал изменённый ими хадис, он говорил: «Я не знаю такого хадиса». И ведь действительно, это был изменённый хадис, которого не было на самом деле. Когда аль-Бухари говорил, что не знает такого хадиса, учёные понимали его, а простой народ думал, что он не узнал хадис.
**После того, как все десять учёных задали ему свои вопросы, аль-Бухари начал расставлять эти хадисы и их передатчиков по местам. Начиная с первого хадиса, он говорил: «Хадис, который ты рассказал, передал не этот передатчик, а вот этот… Вот этот отрывок не из этого хадиса, а из того-то…» – так аль-Бухари расставил по местам все сто хадисов и их передатчиков и ни разу не ошибся.
Тогда все: и простые люди, и учёные признали, что аль-Бухари является мастером в науке хадиса.
Отзывы учёных о нём
Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «И
з Хурасана не вышел ещё такой человек, как Мухаммад бин Исмаиль (аль-Бухари)».
Абдулах аль-муснадий говорил: «Мухаммад бин Исмаил – имам, и нет доверия тому, кто не считает его имамом».
Учитель аль-Бухари – аль-Амилий говорил: «Я бы хотел быть волосинкой из груди Мухаммада бин Исмаила (аль-Бухари)». Так его любили даже его учителя.
Мухаммад ибн Якуб рассказывал, что Муслим (автор достоверного сборника хадисов) сидел перед аль-Бухари и задавал ему вопросы, как ребёнок учителю.
Муслим говорил своему учителю аль-Бухари: «Недолюбливать тебя будет только завистник».
Аль-Хаким рассказал, что Муслим пришёл к аль-Бухари, поцеловал его в лоб и сказал: «Разреши мне поцеловать твои ноги, о учитель всех учителей, о предводитель хадисоведов и лекарь хадисов от их “болезней”».
Салих бин Мухаммад рассказывал: «Когда аль-Бухари преподавал в Багдаде, на его уроках собиралось более 20 тысяч человек».
Его учителя
Учителей у аль-Бухари было очень много. Самые известные из них – имам Ахмад бин Ханбал, Исхак бин Рахувайхи, Аль-азаки, Мутарриф и множество других.
Аль-Бухари говорил: «Я написал со слов тысячи шейхов и более. И зная хадисы, я знаю всех их передатчиков тоже». Имам аль-Бухари знал сотни тысяч хадисов наизусть. Мы, например, не знаем даже дату рождения своих друзей, порой даже родителей. А он знал в точности всех передатчиков всех известных ему хадисов. Это миллионы имён. Знание этих передатчиков включает в себя знание их года рождения и смерти, рода деятельности, места проживания, уровней памяти и богобоязненности и другое, что может сказаться на достоверности хадиса, – ни это ли великое чудо этого уникально учёного?!
Что касается его учеников, то их слишком много. аль-Фарраби говорил, что сборник хадисов аль-Бухари услышали около 70 тысяч человек.
Из имамов, что услышали от аль-Бухари его книгу, являются Муслим (автор Сахиха), ат-Тирмизи (автор Ас-сунана), Ан-Насаи (автор Ас-сунана), Абу Хатим, Абу Зарат и другие.
Его сборник хадисов, название, причина составления и методика
Эта книга известна под названием «Сахих аль-Бухари», на русском языке она известна как «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», а сам автор дал ей более удлинённое название – «Аль-джамиу аль-муснаду ас-сахиху аль-мухтасар мин умури Расули Лляхи (с) ва сунанихи ва айамихи».
Что касается уровня этой книги, то она является первой книгой, собравшей в себя исключительно достоверные хадисы. Учёные единогласны в том, что из написанных человеком книг книги аль-Бухари и Муслима являются самыми достоверными. Большинство учёных отметили, что книга аль-Бухари достоверней книги Муслима. В этом они тоже единогласны, кроме некоторых слабых версий.
Составлял её аль-Бухари 16 лет. Аль-Бухари говорил, я не вписал в свою книгу ни один хадис, не совершив омовение и два ракаата намаза.
Что касается причины его написания, то аль-Бухари рассказал, что находясь возле Исхака бин Рахувайхи, кто-то из нас сказал: «Если бы вы собрали одну укороченную книгу достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословеие) (было бы хорошо)». Эти слова проникли в сердце аль-Бухари, и он начал составление своей книги.
Также причиной написания своей книги аль-Бухари считал приснившийся ему сон. Он рассказывал: «Я увидел во сне, что я стою перед Пророком (мир ему и благословение) с веером в руках. Этим веером я отгонял от Пророка (что-то). Я спросил у толкователей снов об этом сне, и они сказали, что я буду отгонять от Пророка (мир ему и благословение) клевету. Это меня и побудило написать именно достоверные хадисы».
Аль-Бухари говорил, что он составил эту книгу из 600 тысяч хадисов. Количество хадисов в этой книге составляет 7275, считая повторения, а не считая их – около 4 тысяч.
Случаи из его жизни
Аль-Бухари всю свою жизнь путешествовал в поисках хадисов. Те, кто путешествовал с аль-Бухари, рассказывали, что он просыпался ночью от 15 до 20 раз и повторял написанные им хадисы. Хотя аль-Бухари запоминал страницу, увидев его единыжды, всё же из-за своей любви к речи Пророка (мир ему и благословение) он повторял их и перечитывал. Вместе
с тем ночью он совершал 13 ракаатов намаза. И всё это находясь в трудном пути.
Аль-Бухари говорил, что надеется встретиться с Аллахом без греха (гибата) хулы за спиной. То есть ни разу аль-Бухари не говорил за спиной кого-либо то, что может не понравиться человеку.
Там же, где было необходимо раскритиковать человека, аль-Бухари выбирал умеренные выражения. Если был человек, который рассказывал ложные хадисы, аль-Бухари, в основном, не говорил, что он лжец (хотя имел на это полное право). Он говорил «Его хадисы не принимаются» или «Не учитываются».
Аль-Бухари был хорошо развит физически и вынослив, был хорошим наездником и стрелком из лука. Он почти никогда не промахивался. Если в пути будет опасная местность, он рано ложился спать, чтобы в случае нападения разбойников иметь силы дать отпор.
Смерть имама
Сделав завещание, прочитав несколько молитв, он скончался по пути в Самарканд и был похоронен в селении Хартанк, близ Самарканда.
Да вознаградит Аллах его сполна за его усилия в распространении хадисов Пророка (мир ему и благословение).
Источники:
«Табакату аш-шафиия аль-кубра» ас-Субки,
«Тахзибу аль-асмаи ва ал-люгат» Ан-Навави.